0+



 

Опубликовано: 16.03.2019 г.

Автор: Гулканян Тамара Андраниковна,
Воспитатель,
ГБОУ города Москвы «Школа № 1591»

 

Создание комплекса оздоровительных элементов в предметно-пространственной среде, условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей в ДО

Автор: Гулканян Тамара Андраниковна, воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 1591», Дошкольный корпус 6


Среди дошкольных отделений нашей школы каждый год проводится конкурс на подбор, адаптацию и разработку игрового оборудования и зон психологического комфорта для детей дошкольного возраста. Позвольте поделится с читателями журнала самыми интересными разработками! Они связаны с формированием социальных эмоций и эмоционального интеллекта, с развитием способности к самоорганизации и к восстановлению душевного комфорта в ситуациях, когда дети могут столкнуться с элементарными трудностями: кто-то пришел в детский сад с плохим настроением, у кого-то что-то не получилось, кто-то поссорился с другом и др. Чтобы помочь детям сохранить и укрепить психическое здоровье в группе, нами были созданы «Сухой душ» (уголок уединения), «Подушка-плакушка», «Варежка-мирилка».

Сухой душ

«Сухой душ» можно использовать как уголок уединения. Такой уголок обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. 

1Описание: основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало (диаметр основания 50 см). Зайдя внутрь, можно посмотреть вверх и увидеть себя. Шелковые ленты спускаются вниз, напоминая струи воды (длина лент 200 см). Они приятны на ощупь. От них можно получить положительные ощущения, притрагиваясь руками или проходя сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» способствуют стимулированию тактильных ощущений, развитию восприятия пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. 

Игровые ситуации для обыгрывания «сухого душа».
«Наедине с собой». Иногда тревожному, неуверенному ребенку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за лентами сухого душа, он как бы разговаривает сам с собой, при этом чувствует себя более комфортно.
«Душ превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. «Встань под душ, закрой глаза! Включаем душ! Сейчас ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
«Убежище». Если ребенку вовремя организованной деятельности становится некомфортно, то он может сказать: «Я в убежище» – или молча спрятаться за лентами сухого душа. Дети и взрослые делают вид, что он стал невидимкой – и продолжают занятие.
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Помогает вызвать у детей симпатию к сверст¬никам, преодолеть застенчивость, повышает самооценку. «Встань под душ, посмотри вверх и скажи, кого ты видишь – кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Посмотрев вверх, ребёнок видит себя и говорит: «Это Миша хороший, это Миша пригожий». Когда ребёнок выходит из-под душа, воспитатель и дети обнимают его и говорят ему добрые, красивые слова.
«Душ самопознания». Сидящий или стоящий под душем ребенок задает остальным ребятам три вопроса с интервалом, позволяющим получить ответы на них: «Кто Я?», «Какой Я», «Что Я могу?». Такие ситуации моделируются во время коммуникативных тренингов в группе.

«Подушка-плакушка»

Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста. Чтобы восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка, была придумана «подушка-плакушка».

2Описание: подушка сшита из ткани голубого цвета с ромашками с одной стороны, с другой стороны кожаный материал, на котором вышивка с плачущим ребёнком (35х30 см).  Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.

Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку и переворачивает грустным изображением. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весёлое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т.д.
Когда к нему возвращается весёлое настроение, ребёнок переворачивает подушку на другую сторону, на которой изображены цветы, и говорит, что его слёзы превратились в прекрасные цветы – в белые ромашки, и мы вместе со всеми детьми радуемся этому волшебству.

«Варежка-мирилка»

Конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. Порой не все дети в состоянии решить возникшие конфликты между собой, а помирить их бывает зачастую очень сложно. Для таких целей была изготовлена «Варежка-мирилка». 

3Описание: это связанная из мягкой, пушистой (имитирующий мех) пряжи бордового и оранжевого цвета варежка с двумя отверстиями с противоположных сторон. Тактильные ощущения от прикосновения с ней очень приятны – испытывая их, дети быстро забывают все обиды, даже когда высказывают их глаза в глаза. 

Игровая ситуация: для того, чтобы помириться друг с другом, дети надевают на руки «Варежку-мирилку» и пожимают друг другу руки. Каждому малышу даётся возможность высказать и сообщить, почему произошла ссора. Пока один говорит, другой должен внимательно слушать и не перебивать. Затем внутри варежки дети пожимают друг другу руки и произносят стишки-мирилки, обнимаются.

Развивающая массажная дорожка

Массажная дорожка применяется для развития тактильной чувствительности, тренировки и навыков ходьбы и массажа ног в оздоровительных целях и профилактики плоскостопия, развивает координацию движении, способствует правильному формированию стопы. 

4Описание: дорожка сшита из разноцветной ткани в виде квадратов с разным наполнением (горох, песок, фасоль, бусы, поролон и т.д.), с нашитыми сверху яркими пуговицами, шнуром, геометрическими фигурами, стоп с цифрами. Квадраты сделаны на липучке, что позволяет менять их местами и располагать на коврике в разном положении. На изнаночной стороне – застежки для самостоятельного заполнения каждого фрагмента. 

Игровые действия:
Дорожка «здоровьесбережения»: воспитанникам предлагается пройти босиком по разнородным покрытиям, которые развивают у детей навыки осязания и учат улавливать различия между мягким и твердым, мелким и крупным, упругим и жестким (эти вопросы детям задаются после прохождения по квадратам, тренируя их восприятие и память).
Игра в «классики»: детям предлагается поиграть в классики, перепрыгивая с одного квадрата на другой по инструкции взрослого или по собственному желанию, что формирует и закрепляет знания воспитанников о геометрических фигурах, о числах и их составе (количество и счет).
«Волшебный квадрат»
Оборудование используется в упражнениях для коррекции и профилактики плоскостопия, способствует развитию и укреплению мышц стоп, голеностопов и икроножных мышц. 

5Описание: оборудование изготовлено из листа фанеры (можно оргалит), на котором вырезаны круги (в центре большой, а по бокам маленькие), из цветных узких тесемок и крючков, разноцветных футляров от киндер-игрушек, (можно использовать футляры от бахил, киндер-игрушки и т.д.). 

Использование: ребёнку предлагается, сидя на полу (на стульчике) или стоя, переместить футляры от киндеров в круг с помощью пальцев ног. Ребенок выполняет упражнение сначала одной ногой, затем другой. В игре могут участвовать одновременно 2-3 ребёнка.
Варианты игры: «Кто быстрее соберёт», «Из круга в круг» и т.п.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация