0+



 

Опубликовано: 13.02.2019 г.

Автор: Каспарян Инна Аршаковна, воспитатель

МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №19»

Влияние природы является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из наблюдений в природе, из детских воспоминаний, и развивается любовь к своему краю, к природе, к Родине, воспитываются чувства.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям служить богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления, значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо на-правлять процесс восприятия ими природы. В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.
Основная задача в умственном воспитании- образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простых, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.
Неотъемлемая часть умственного воспитания- сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта.
Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познаватель-ных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблю-дательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ миропо-нимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачи-ваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения и повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. У детей дошкольного возраста развит ориентировочный и исследовательский рефлекс, который ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрос-лым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению разных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко то, что они сами вы-растили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простым приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получили радость от процесса и результата труда. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно ис-пользовать для укрепления здоровья и физического развития.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научи-лись чувствовать прекрасное с тем, чтобы дальнейшей своей жизни они умели восприни-мать мир во всей его красоте и многообразии.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы органи-зации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словес-ные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспита-ние отношения к окружающему миру.
К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возмож-ностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформиро-вать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Исполь-зование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в примене-нии знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения зна-ний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают фор-мировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе с детьми по ознакомлению с природой используются разные методы в комплексе, необходимо правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходи-мость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач.
К формам организации процесса можно отнести занятия, экскурсии, прогулки, а также праздники и развлечения на ту же тему.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация