0+



 

Опубликовано: 16.04.2018 г.

Автор: Просветова Светлана Илларионовна,
Чистякова Елена Леонидовна
Воспитатель МБДОУ д/с №65 г. Белгород

Проблема развития человеческих отношений является важной на протяжении существования человеческого общества. Культура взаимоотношений в обществе зависит от образа жизни и уровня развития человеческой личности. В современной жизни социокультурное развитие людей  является очень актуальным в связи со сложной сложившейся социально-экономической и социально-культурной ситуацией в мире, в России. Чем выше у человека уровень образованности, воспитанности, интеллекта тем быстрее он адаптируется в современном обществе, легче осваивает коммуникативные отношения и более свободно реализует свои личностные возможности в трудовой и социальной сфере.
Социально-коммуникативное развитие детей следует начинать с раннего возраста, так как это способствует формированию позитивной личности готовой безболезненно пережить период вступления во взрослые социально-коммуникативные отношения.
Социализация дошкольников предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Но понятие «социокультурных ценностей» говорит ещё о более глубоком изучении и овладении культурой того общества, в котором живёт человек. Принадлежность к какой - либо территориальной привязанности диктует изучение истории, культуры, традиций этого сообщества. Для детей нашей страны - это история России, культура и традиции русского народа.
Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, почти не владеют информацией о своей стране и даже о своей семье. Детский сад должен восполнить этот пробел, так как только в детском саду дети получают опыт общения со сверстниками, опыт поведения в детской сфере, развивают такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, получают интересную и достоверную информацию о своей стране. Даже о своей семье дети более подробно узнают в детском саду, так как участвуют в беседах о профессиях родителей, о взаимоотношениях с сёстрами, братьями, со старшим поколением.
Мощным обогащающим фактором детского развития, как утверждает С.Л.Новосёлова, является социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребёнок в своём развитии испытывает несомненное влияние семьи, её быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несёт в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние социума. Все эти среды: семейный дом, детский сад, микрорайон, город, природные и парковые ландшафты могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Особое внимание педагоги детского сада уделяют формированию у ребёнка  образа Я, уважительного отношения  и чувство принадлежности  к своей семье и сообществу детей и взрослых. Для этого в группах  создана предметно пространственная развивающая среда, которая закрепляет полученные в словестно-эмоциональной сфере знания. Все центры – и игровые и познавательные – должны быть оформлены так, чтобы ребёнок мог пополнить свой интеллектуальный запас, мог определить место своего собственного Я в общении, в играх, во всех видах деятельности.
Основной вид детской деятельности у дошкольников является игра. Она является основным средством становления его как автономной, независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения со сверстниками. Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Именно в игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта. В игре ребёнок конструирует самого себя, учится быть лучше. Задачи важные, поэтому данный вид деятельности продумывается педагогами до мелочей. Это и руководство игрой, и насыщенность игровой атрибутикой, и обсуждение с детьми хода игры, развитие сюжета, распределение ролей. Если в младших группах воспитатель организует и направляет игру, то в старших только присутствует, поддерживает эмоционально, помогает улаживать возможные разногласия. Советы взрослого должны быть осторожны, корректны, в основном дети сами организуют, направляют и развивают игру. Но вот руководство в утверждении образа Я каждого участника игры должно быть под особым вниманием взрослого.     Каждый ребёнок должен быть уверен, что его роль – самая важная, что обыгрывает он её превосходно, никто ни- кого не прогоняет, не критикует, а только поддерживает, помогает, все доброжелательны и уверенны в себе. Такая игра представляет для детей  модель идеальных социокультурных отношений в будущей взрослой жизни, к которой  будут стремиться дети.
С поступлением детей в школу проблема социализации приобретает большую значимость, особенно если ей в детском саду не уделялось должного внимания. Как следствие этого, переступивший школьный порог ребёнок сталкивается с целым шквалом переживаний в процессе установления социальных контактов с учителем и одноклассниками.  Поэтому, ещё в детском саду необходимо создать благоприятные условия для осуществления будущей школьной социализации детей. И опять, одним из методов, отражающих современную ситуацию развития социума, является сюжетно-ролевая игра. Ведь именно игра выступает основным средством, обеспечивающим гармоничное развитие растущей личности, обеспечивающим освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых нормах и нормах общения, применимых к школьной жизни. Поэтому,  тематика игр должна увлекать, удивлять новизной и необычностью. Это могут быть познавательно-развивающие игры-путешествия, игры экономического характера, игры-эксперименты, режиссёрские игры на построение своего мира.
В осуществлении реализации развития у детей социально-коммуникативных способностей предполагает использование не только игровой деятельности, но и других средств и методов. Прежде всего - это обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.  Достигается это за счёт того,  что педагоги строят взаимоотношения между детьми и взрослыми на доброжелательной основе, чуткости к эмоциональному состоянию каждого члена коллектива, уважения друг друга, недопустимости любого унижения как физического так и психического. Роль педагога заключается в том, что он должен вовремя оценить любую ситуацию, доброжелательно, без обвинений, разобраться, доступно и понятно объяснить детям  правильность того или иного развития отношений. Должна быть создана такая атмосфера принятия, в которой каждый ребёнок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть. Однако ребёнок должен принять и такое развитие событий, когда он будет соблюдать понятные для всех детей правила взаимодействия.
Положительная адаптация любого человека в обществе во многом зависит от того, насколько он успешен в своей трудовой деятельности. Леность в труде чаще всего приводит к неустроенности, развитию вредных зависимостей, не умению создать и содержать семью. Поэтому навыки трудолюбия, самостоятельность, желание участвовать в коллективном труде необходимо начинать прививать ещё в дошкольном возрасте. К семи годам дети должны уметь не только выполнять какие-то трудовые действия, но и уметь планировать их, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки. У детей должен быть чётко сформирован навык учебной деятельности, так как дальнейшая учёба обеспечит уровень образованности будущего гражданина.
В последние годы в России наметилась новая тенденция – выявление и подготовка молодых лидеров страны, которые обеспечат в будущем процветание России своим высокопрофессиональным руководством. И начинать опять надо, в детском саду. Для этого рекомендуется создание условий для развития проектной деятельности. Уже в этом возрасте у детей должен проявиться опыт создания  собственного замысла  и воплощение своих проектов. В этом возрасте дети уже способны задумывать и реализовать исследовательские, творческие, нормативные проекты. Педагог должен выявить интересы ребёнка, поддерживать детскую инициативу при выборе темы, помогать планировать свою проектную деятельность. Очень важна и психологическая сторона этого вида деятельности: ребёнок должен поверить в себя и в значимость своей идеи, преодолеть робость, смущение, учиться умению отстаивать свою версию.
        Таким образом, приобщение дошкольников к социокультурным ценностям – это процесс усвоения индивидом социального и культурного опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации дети приобретут общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В этом процессе принимает участие всё окружение ребёнка, и особенно, детский сад.

Список литературы:
1.    Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  От рождения до школы  //  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2017. С.60, 138, 141, 143.
2.    Виноградова Н.А, Позднякова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников  //  Практическое пособие.   2009. С. 12-13.
3.    Ежкова Н., Ежкова П., Кулинич А.  Приобщаем дошкольников к социокультурным ценностям  //  Дошкольная педагогика  2016.  № 10 С.4-9.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация