0+



 

Опубликовано: 09.01.2018 г.

Автор: Осипова Оксана Владимировна, педагог-психолог

БДОУ города Омска «Центр развития ребенка-детский сад №44»

 

Пояснительная записка

В современной педагогике и психологии совместная деятельность детей и родителей выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними  времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?».

Современные родители перекладывают воспитание, обучение и развитие своих детей на общеобразовательные учреждения. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком до 6 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности и общения, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно.

У  каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним. 

Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. Дети обожают фантазировать и мастерить. Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка. Ведь  главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики. Ребенку интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и  малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание.

Совместное творчество, совместная деятельность детей и родителей формируют хорошие доверительные отношения между ними, оказывают положительное влияние на развитие ребенка и приучают его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество родителей и детей восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместная деятельность детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу

С целью обучения родителей правилам эффективного общения с ребенком в процессе совместной творческой и игровой деятельности нами было разработано занятие для родителей и детей среднего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты.  Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего значимого взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

Цель занятия: установление гармоничных детско-родительских отношений, расширение психолого-педагогических знаний родителей об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми.

Задачи:

1.Создание эмоционально положительного настроя участников;

2. Развитие чувства единства, сплоченности и как следствие коммуникативных навыков;

3. Совершенствование общения родителей и детей, их психоэмоционального контакта;

4. Снятие напряжения, достижение психофизического покоя;

5. Развитие познавательных процессов у детей: внимания, памяти, воображения;

6. Побуждение родителей к совместному творчеству.

Прогнозируемые результаты: установление гармоничных детско-родительских отношений посредством совместного творчества и игровой деятельности родителей и детей.

Организационные условия. Данное занятие предназначено для работы с родителями и детьми в возрасте 4-5 лет. Количество участников -5 пар (родитель и ребенок). Продолжительность занятия - 40 минут.

Оборудование и материалы:
- Клубок ниток;

- карточки с изображением животных,

- карточки слова-действия

- обручи

-белые листы бумаги формата А4.

-подносы с песком для песочной терапии

- фибероптические волокна

- музыкальное сопровождение (аудиозапись с веселой музыкой)

Содержание занятия:

1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада, что вы отложили все дела и нашли время придти на наше необычное занятие, которое посвящено совместной деятельности родителей и детей. На протяжении всего дошкольного возраста, игра-это деятельность, которая приносит малышу наибольшее удовольствие.

Через игру ребенок приобретает новые знания, развивает свои способности, в том числе и творческие. «Язык игр» понятен и доступен каждому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу: играю, с кем хочу, играю, сколько хочу, чем хочу. Порой и у взрослых появляется желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть, пофантазировать вместе с вашими малышами с удовольствием от души.

Упражнение игра «Веселый клубок»

Цель: знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие. 
Я предлагаю сейчас всем встать в круг, родитель и ребенок рядом. Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит нам познакомиться друг с другом. У меня в руках клубочек. Я обматываю нитку вокруг своей руки и называю свое имя. Держу нитку в правой руке и передаю соседу справа. Кто получает клубочек, также обматывает нитку вокруг руки и называет свое имя и передает соседу справа от него, ребенку или родителю. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам.
Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите, мы все с вами находимся в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым.
А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебной ниточкой и покажем клубочку, какие мы все дружные. Движения, которые я буду называть необходимо, делать всем вместе! Итак, внимание! Поднимем руки вверх - ниточку держим крепко, не опускаем, сейчас опустим их вниз, затем положим на колени, прижмем к груди, вытягиваем руки вперед! А теперь еще раз в более быстром темпе (игра повторяется 2-3раза).

2. Основное содержание занятия

Упражнение «Снежинка»

-Уважаемые родители я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок.

3. опять сложите лист пополам.

4. снова оторвите правый верхний уголок.

5. сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

- Продолжайте эту процедуру, пока будет возможно выполнить нужные условия. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

-Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).

-А почему как Вы думаете?

Вывод : каждая снежинка – это ваше творение, вы в ответе за то, каким оно будет. Снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Кто старательно выполнял все действия – у того и снежинка получилась красивая. А теперь давайте представим, что эта снежинка – ваш ребенок. Вот так же как эти снежинки наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. А вот, каким вырастит ваш малыш зависит во многом от вас, от того, что вы даете ему, сколько внимания уделяете.

Наша следующая игра называется «Театр без слов»

Цель: Передача информации с помощью пантомимики.

-С помощью мимики и жестов, движений, вы передаёте информацию, которая будет написана и изображена у вас в карточках». Дети получают карточки с изображением животных: кот, ящерица, бабочка, медведь, рыба. И с помощью жестов и мимики пытаются объяснить родителям, что изображено на их карточках.

Родители получают карточки, на которых написаны действия, которые должны выполнить дети: спать, кушать, умываться, и также с помощью жестов и мимики должны объяснить это детям.

Обсуждение выполненного задания. Трудно ли вам, родители, было понять, какое животное показывает ваш ребенок? Трудно ли было самим с помощью только мимики донести до ребенка то, какие действия у вас загаданы на карточке?

Вывод: не всегда ребёнок может сказать и объяснить, что с ним происходит, поэтому родители должны более внимательно относиться к детям и обращать на малейшие изменения, происходящие с ребёнком. Нужно замечать всё, что происходит с ребёнком».

Песочная терапия. Рисование с помощью песка.

Материалы и оборудование: подносы, на которых рассыпан песок.

- Перед вами сейчас подносы с песком. Я хочу предложить вашему вниманию: игры – занятия с песком. Дома вы так же можете поиграть в такие игры со своими детьми, заменив песок обычной манной крупой. Занятия с песком – это, прежде всего развитие мелкой моторики, развитие речи у детей, развитие памяти, мышления, воображения, фантазии, умение доводить начатое дело до конца.

Сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения с песком:

Задание1. «Знакомимся с песком».

Все задания выполняются совместно: родитель и ребенок.

1.Положите ладошки на песок: закройте глаза и почувствуйте какой он?

2. Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

3. Поскользите по поверхности песка как змейка, попрыгайте как зайчики (2-мя пальчиками попрыгайте по песку), пройдитесь кулачками, как медведь.

4. Возьмите горсточку песка в одну руку и пересыпьте его в другую.

5. Двумя руками нарисуйте одновременно волнистые линии.

Задание 2. «Сказка»

А теперь пусть каждая пара нарисует свою картину: все, что она хочет на этом пространстве.

После окончания работы каждая семья пусть придумает и расскажет свою «песочную» историю и поместит ее на наш общий стол. И так у нас получится одна общая волшебная страна из песка.

Обсуждение : «Какие чувства, эмоции вы испытывали в ходе совместного рисования с вашим ребенком?

- Уважаемые родители, наше занятия подходит к концу. Я предлагаю вам сейчас выполнить последнее упражнение «Заплетаем косу»

Упражнение «Заплетаем косу»

В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнение стоя.

- Сейчас каждая пара (родитель- ребенок) по очереди будут подходить под наш разноцветный водопад. Перебирая волокна по одному, сначала родитель, а потом ребенок должен продолжить фразу «Ты у меня самый…», говоря о хороших качествах своего ребенка ( для ребенка - папа или мамы), либо придумывая желаемые.

- Приятно, когда нам говорят хорошие, добрые слова, когда нас хвалят? Улучшается наше настроение?

Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам ребята и вам родители понравились игры, в которые мы сегодня играли с вами. Вы получили много приятных впечатлений от совместного общения, узнали, как понимать друг друга.

До свидания! Желаю вам Родители –быть самыми лучшими для своих детей, а вам дети – самыми послушными для своих мам и пап!

Далее по окончанию занятия проводится обсуждение прошедшей встречи (рефлексия)только с родителями.

После выполнения всех заданий, к какому выводу вы пришли? Легко ли быть ребенком или тяжело? Почему?

Получили ли вы хотя бы отдаленное представление о том, как быть ребенком? Вспомнили ли вы свой личный опыт?

Какая игра вам запомнилась больше всего? Почему?

Лично для себя какие выводы вы сделали? Измените ли вы что-то в своем стиле воспитания?

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация