0+



 

Опубликовано: 30.10.2017 г.

Автор: Чернышева Оксана Алексеевна, 

воспитатель, педагог дополнительного образования

ГБОУ «Школа 962», г.Москва

Для креативного развития детей необходимо создание условий, способствующих формированию их познавательных и творческих способностей.

Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе выполнения заданий. Суть его - в неразрывности прямого и обратного субъек-субъектного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

Для развития креативных способностей детей очень важно отсутствие когнитивного диссонанса, часто обусловленного психологическим дискомфортом, который может испытывать ребенок на занятии, например из-за страха получить неодобрение педагога. Поэтому существенным условием активизации креативных способностей детей является создание обстановки доверительного общения, в которой поощряются вопросы детей, выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные отношения освобождают ребят от боязни ошибок и придают уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность.

 По мнению Л.С. Выготского когнитивное развитие ребенка должно происходить в «зоне ближайшего развития». В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется квалифицированная помощь взрослого. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – уже завтра они будут делать сами, это уже станет их актуальным развитием. Но в этой ситуации, оказывая помощь, детям не следует забывать о том, что зона то ближайшего развития. Каждый раз мы должны делать, лишь маленький шажок вперед, обязательно базируясь на уже актуализированных знаниях.

Помимо создания условий  для проявления и развития творческой активности ребенка необходимо предоставить ему и некоторые средства. Применительно к познавательной активности  такими средствами могут выступать специально подготовленные задания и наводящие вопросы  разных типов, позволяющие разносторонне исследовать поставленную задачу, а также специально организованная предметная среда.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста  актуальны предметные игры.

С помощью игр с мячом ребята учатся считать в прямом и обратном порядке, называть соседей числа, изучают временные и пространственные представления. Дети хотят получить яркий мяч и вместе с ним право голоса, право высказать своё мнение. Они не просто сидят за столами, а активно двигаются, стараются поймать мяч и в тоже самое время изучают учебный материал. Здесь идет и смена видов активности детей и эмоциональная расслабленность, они не боятся сделать ошибку, поскольку больше мотивированны на игру с мячом (не уронить, поймать).

Для формирования учебно-познавательной мотивации необходима особая форма представления материала и интересная для ребят специально организованная  предметная среда.

В работе с дошколятами часто используются игрушки, например, для изучения темы «Чем похожи и чем отличаются». Дети могут не только посмотреть на сравниваемые предметы, но и взять их в руки, пощупать, сравнить по различным признакам.

А также книга с математической сказкой. Мы читаем интересную сказку и одновременно решаем простейшие математические задачки.

Фото00003Хорошо помогают развить творческие возможности детей занятия «конструированием». Это - упрощенный вариант искусства танграма. Мы с ребятами конструируем из прямоугольных треугольников одного размера, но разных цветов. Конструкции строятся на магнитной доске, а ребята делают аппликацию в альбомах. Естественно треугольники не должны накладываться друг на друга. А могут лишь соприкасаться краями. Задания могут быть самыми разнообразными по форме и цвету.

На первом этапе педагог на глазах у детей из различных по цвету треугольников строит на магнитной доске простые конструкции, а дети повторяют их в альбомах. На последующих занятиях аналогичные конструкции дети видят уже построенными в одном цвете, либо только их контур. И их задача состоит в воспроизведении этих фигур на магнитной доске и в альбомах.

В качестве примера одно конкретное занятие «Подводный мир».

Продолжительность занятия 30 минут.

Оборудование: магнитная доска и вырезанные из картона равносторонние прямоугольные треугольники (катеты 20 см) на магнитах;

У каждого ребенка должны быть: альбом для аппликаций, клей-карандаш, цветные карандаши и заранее вырезанные из картона разноцветные равнобедренные прямоугольные треугольники (катеты 2 см).

Педагог проводит краткую беседу с детьми о подводном мире и его обитателях. Детям предлагается составить из четырех разноцветных треугольников фантастическую рыбку по правилам, оговоренным на предыдущих занятиях.

Фото00004Затем один из образцов (если такой найдется) выкладывается на магнитной доске, либо педагог показывает свой образец. Детям предлагается сложить это изображение из треугольников на чистой странице альбома.

Преподаватель проходит по рядам, контролируя правильность выполнения задания, и  после похвалы помогает скорректировать выложенное изображение и, наконец, дает команду приклеить данную аппликацию.

Этот процесс повторяется несколько раз с изображениями других рыбок и корабликов. В итоге у детей в альбомах остается несколько образцов.

На следующем этапе, после проведения физкультминутки, дети отправляются в «свободное плавание». Им дается творческое задание создать свой подводный мир, где могут плавать любые рыбки или другие обитатели подводного мира, различные корабли, расти водоросли и т.п. На новом листе дети начинают самостоятельно конструировать свой подводный мир. Все основные объекты должны быть изготовлены из треугольников по ранее принятым правилам. Для оформления картины также можно использовать цветные карандаши.

Фото00005В зависимости от времени и места проведения подобных занятий, продолжить эту работу можно дома (в качестве домашнего задания) или на следующем занятии. В любом случае, когда «картины» будут готовы, необходимо выделить время для обсуждения работ. Каждый ребенок описывает свой подводный мир и получает одобрение со стороны педагога и мнение детей по поводу своей работы. Дети и родители, которые часто помогают своим детям, как правило, очень изобретательны и почти всегда появляются новые «интересные» конструкции на заданную тему. Некоторые из них можно выложить на магнитной доске и дети с помощью педагога делают новые аппликации в альбоме.

Затем количество треугольников возрастает, усложняются и образы.

Фото00006

А детям ставятся задачи по воспроизведению этих образов в обведенном контуре и творческие задания составить картины с этими и другими, придуманными ими конструкциями, на самые различные темы «Космос», «Новый год», «Зоопарк» и т.п.

Был случай, когда ребенок проиллюстрировал песню и выйдя к доске для демонстрации картины, неожиданно запел.

Интересны также задачи со счетными палочками, которые дети могут взять в руки и свободно ими манипулировать в пространстве, не боясь ошибиться, а для представления задачи на магнитной доске сделаны магнитные полоски, имитирующие счетные палочки. В этом виде заданий, как и во многих других, очень важно правильно организовать предметную среду, поскольку именно она позволяет использовать  кинестетическую (осязательную) модальность  восприятия ребенка. Таким образом, в процессе обучения задействуются различные модальности восприятия ребенка:

  • Зрительная (визуальная)
  • Слуховая (аудиальная)
  • Осязательная (кинестетическая)

Что, безусловно, повышает эффективность обучения.

Снова начинаем с простейших заданий. Например,

«Возьмите 7 счетных палочек и постройте треугольник и квадрат. А теперь уберите одну счетную палочку. Но на столе я по-прежнему должна увидеть треугольник и квадрат»  Проблема – не хватает палочек. Кто-то из ребят догадывается, что для этого квадрат и треугольник должны иметь общую сторону. Получается домик.

Постепенно задания усложняются. Среди них можно дать и веселые: «Переложите 4 палочки так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону»

Конечно же, во время поиска решений детям задаются наводящие вопросы о количестве сторон треугольника и четырехугольника, ромба (рыбка состоит из ромбов). Мы с детьми подсчитываем, сколько счетных палочек нам понадобится, чтобы выложить ту или иную конструкцию.

В дошкольном возрасте креативное развитие ребенка должно идти через постепенное обогащение его опыта, насыщение этого опыта новыми знаниями. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новыми знаниями. У него должна сформироваться познавательная активность. Этому способствует включение ребенка в совместную с взрослыми деятельность в благоприятной психологической обстановке. Необходимо «будить» и собственную творческую активность ребенка, нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития креативности. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.  

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде.  М.:Айрис-Пресс, 2012.
  3. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  4. Калинина А.Б., Кац Е.М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках. -  М.: ВАКО, 2013.
  5. Глотова Е.А., Чернышева О.А. Использование игровых методов в обучении математике детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2014. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация