0+



 

Опубликовано: 12.04.2017 г.

Автор: Куликова Надежда Владимировна, педагог – психолог 

МБДОУ ЦРР – д\с № 35 «Родничок» 

п. Краснознаменский Щелковского Муниципального Района

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на интеллектуальное развитие и соответствующий возраст, испытывают большие трудности в адаптации к обучению в школе, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному обучению. К тому же дети имеют разный уровень готовности к школе.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определённый уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.

Развитие социально – психологической готовности к школьному обучению одна из важнейших проблем специальной психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Проблема обучения конструктивному общению приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями речевого развития, основной контингент которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (Р.Е. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.) (О.Е. Грибова, А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). Отмечается и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Г.И. Капчеля, Л.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).

Ребенок с хорошо развитой речью быстро вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.

   У детей же, имеющих речевые нарушения, отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать по заданию. Такие дети не способны к длительной игровой деятельности, они настойчивы, упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, а так же, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствие данных трудностей — неразвитость форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г. Соловьева).

Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

Таким образом, на мой взгляд, важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. Дети  нуждаются в коррекции высших психических функций и логопедическом воздействии, в связи с чем особую значимость приобретают специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, которые помогут повысить их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, а также дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция, которая приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Методы и средства достижения обозначенных целей – широкое использование коррекционных возможностей, которыми обладают ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры, различные виды заданий упражнений.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация