0+



 

Опубликовано: 04.02.2017 г.

Автор: Каплина Вероника Николаевна, старший воспитатель

МБДОУ детского сада №27 г. Новочеркасск

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Иными словами, музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Организованное взаимодействие педагога и родителей  осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной  позиции родителей. Музыкальный руководитель  опирается на опыт, накопленный в результате работы, распространяя его, используя в обучающем процессе для усиления положительных тенденций.

Наш детский сад уделяет большое внимание такой интересной форме взаимодействия с родителями наших воспитанников, как Казачий семейный театр.

Технология «Семейный театр в детском саду»


Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры родного края.   В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. В ходе совместной театральной деятельности:

  • развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка;
  • приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах;
  • изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене .

Что даёт Казачий семейный театр?

Родителям:

  • источник новых знаний;
  • эмоциональные  переживания;
  • адекватное  восприятие действий ребёнка;
  • приобретение опыта  совместных переживаний.

  Ребёнку:

  • потребность в любви, в одобрении;
  • овладение  взаимодействия  со сверстниками и другими взрослыми;
  • познание окружающего мира.

Педагогам:

  • создать зону психологического комфорта для детей.
  • развить творческие способности детей в различных видах деятельности.
  • удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
  • приобщить к народным традициям Донского казачества. 

Цель :

Создание условий для развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников через оптимизацию детско-родительских отношений в процессе деятельности казачьего семейного театра.

В процессе наших встреч решаются следующие задачи:

- формировать у родителей и детей  интереса и желания заниматься   творческой деятельностью;

- обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности;

- реализовывать самостоятельные творческие семейные театрализованные проекты;

- формировать родительскую позицию, направленную на обеспечение психологического здоровья ребенка, учитывающую индивидуальные особенности ребенка и его семьи;

-учить изготовливать кукол из бросового материала и использование их в кукольных спектаклях.

Реализация  этих задач осуществлялась через серию практикумов  для детей и родителей в театральной студии. Они включали в себя  несколько направлений: основы  кукловождения,  актерское мастерство, игровое творчество,  песенное и танцевальное творчество детей и родителей. Обучающие возможности фольклора огромны. Структура занятий Казачьего семейного театра с детьми  и родителями определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.

При подготовке   казачьего фольклорного представления используем разнообразные виды искусства Донского региона : литература,  музыка , живопись, театр, пантомима. Таким образом,  Казачий семейный театр является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского  творчества в различных видах деятельности.   Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для того, чтобы уверенно идти по жизни,  ставя перед собой цели, и  достигать их

Свою работу в данном направлении строим поэтапно.

1. Организационно-исследовательский этап

   Задачи этапа:

  • изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте театральной деятельности;
  • ознакомление членов семьи с программой занятий  «Чудо по имени Театр»;
  •  обсуждение ожиданий от совместной художественной деятельности;
  •  согласование и достижение договоренности сторон относительно места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.

   2. Развивающий этап

   Задачи этапа.

  • Реализация календарно-тематического плана, направленного на развитие взаимодействия семьи и детского сада;
  • оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома;
  • помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском саду.

3.Конструктивно-рефлексивный этап

   Задачи этапа.

  • · Реализация самостоятельных творческих семейных проектов как в детском саду , так и в домашних условиях (возрождение традиций домашних постановок);
  • · проведение критического анализа и оценки достижений взрослых и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.   

   Формы и методы решения задач.

Хотим поделиться с вами используемым методом «Ассоциативный ряд. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями (и другими членами семьи) элемент занимательности. Педагог пишет на висящем при входе в театральную гостиную плакате слово «театр», служащее стимулом для творческого размышления родителей (других членов семьи). Родителям предлагается в специально отведенное время продолжить ряд слов, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.  Альтернативой предложенному выше настенному плакату могут являться передаваемые от родителя к родителю листы бумаги. В этом случае каждый родитель получает задание дописать новое, придуманное им слово к уже написанным на листе словам (театр, игра, вешалка, декорация, радость).

Особо хотелось бы выделить такую форму работы как:

театральные мастерские – совместная художественная деятельность детей и  взрослых по освоению разных видов театра настольный, пальчиковый, теневой и др. Главные устроители семейного театра в детском саду – педагоги. Но, по общей договоренности, занятия могут вести и  родители. В процессе работы тематический план работы творческих мастерских  уточняется и корректируется, члены семей воспитанников  разрабатывают собственные проекты, готовят аудио– и видеоматериалы, подбирают иллюстрации,  участвуют в написании сценариев для театральных постановок, изготавливают театральные куклы, костюмы, декорации. Выполняя функцию поддержки и сопровождения семей,  предлагаем родителям для самостоятельного изучения и использования в домашнем воспитании (домашних постановках): литературу, которая знакомит с театральными традициями, культурно-историческим наследием, иллюстративный и аудиовизуальный материал, музыку, мультимедийные программы, рекомендуемые для семейного прослушивания и просмотра.

Деятельность театральных мастерских позволила подготовить семейные театральные постановки, основанные на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек «Хорошо живем на Дону родном», костюмированные театральные казачьи посиделки «Песни Дона», «Донские колядки», «Сказ про казака Фрола»,  постановки  по мотивам казачьих сказок «Коза и девочка», « Казак и лиса», «Кныш» мини-спектакли, чаще всего это небольшие, праздничные музыкальные композиции: «Покровские небылицы», «Коляда  пришла- козочку  привела», «Капустки», «Казачья Ярмарка», «Кузьминки», « Широкая Масленица»,  «Святки на Дону», и так далее.

Реализация  всех задач осуществлялась через серию практикумов  для детей и родителей в театральной студии. Они включали в себя  несколько направлений:

  • основы  кукловождения; 
  • актерское мастерство;
  • игровое творчество; 
  • песенное и танцевальное творчество детей и родителей.

Практикум  «Играем в кукольный театр»  направлен на развитие устойчивого интереса родителей и детей к театрально-игровой деятельности,

расширение знаний детей и родителей о различных видах кукольных театров: настольного,  ложечного, плоскостного, теневого, пальчикового, а также формирование навыков кукловождения. В процессе проведения практикума педагоги не только  знакомят родителей и детей с некоторыми его видами, но и показывают, обучают различным способам  кукловождения   на материале  казачьих народных  потешек и сказок.

       Содержание  практикума  «Создаем образ» способствует развитию  творческих  способности детей и родителей в создании художественного   образа, закреплению представлений о различных эмоциях, участники учились понимать различные состояния героев и  изображать их с помощью пантомимики. Для этого использовались мимические этюды, где дети и родители изображали разные эмоциональные состояния (радость, грусть, спокойствие, страх и др.), а также предлагалось с помощью пантомимики изобразить прочитанное стихотворение или рассказанную историю.

 В содержание практикума  «Музыка и настроение» входят игры – упражнения на развитие  эмоции через музыкальный образ. Участники практикума  учатся сравнивать контрастные произведения и сопоставлять их с различными эмоциональными состояниями, передавать в пластике музыкальный образ, используя  танцевальные, имитационные движения.

Практикум «Театральная мастерская» развивает  фантазию и воображение при определении  и реализации совместного творческого проекта. Родители и дети выбирают сюжет, определяют вид театраа  затем  они учатся взаимодействовать между собой в процессе работы над инсценировкой изготавливать куклы, костюмы, декорации из бросового материала. Заканчивается практикум  показом инсценировок. 

На третьем этапе работы рефлексия, анализ совместных достижений в театральной деятельности, используем методы: «Письмо самому себе», «Отзыв», «Дневник наших встреч», «Ну что, как прошла встреча?», самостоятельные творческие проекты семей, ориентированные на развитие театральной деятельности, возрождение традиций домашних театральных постановок.   

  • Метод «Незаконченное предложение».   

Участникам встречи родителям, другим взрослым членам семьи, предлагается продолжить одну из фраз: «Я сегодня открыл (а) для себя…», «Я считаю, что наиболее удачным на занятии было…», «Мне понравилось на встрече (занятии), потому что…», «Меня сегодня порадовало…», «Я радуюсь тому, что…».  

 Такая организация рефлексии позволяет взрослому размышлять о том, как протекала совместная деятельность в семейном театре, что с ним произошло, что он чувствует, о чем задумался, что, возможно, встревожило.  

  • Метод «Ну что, как прошла встреча?».   

Каждый взрослый выбирает партнера по общению. Каждая пара взрослых моделирует ситуацию возвращения домой. Родитель, взявший на себя роль члена семьи, не присутствующего на встречах семейного театра, спрашивает: «Ну что, как прошла встреча»? Второй взрослый должен дать краткий, но емкий ответ. После этого участники меняются ролями.    Такое моделирование ситуации, которая реально произойдет позже, предоставляет воспитывающим взрослым возможность еще раз осознать то, что произошло на занятиях семейного театра.   

Результаты использования технологии «Семейный театр в детском саду»

   Технология позволяет  перевести родителей и детей от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и к самостоятельной организации домашних театральных постановок; перевести родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости; педагогам и родителям  перейти от применения отдельных театрализованных игр, как в детском саду, так и в семье к совместным семейным праздникам в образовательном учреждении и домашним театральным постановкам в кругу близких и родственников; от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.

    Итогом всей работы  становится проведение праздников и  интерактивных спектаклей, где родители и дети сами выбирают или придумывают инсценировки, готовят к ним костюмы, декорации, реквизит, изготавливают кукол, подбирают музыкальное сопровождение. Родители, видя успехи своего ребенка, стали более часто и охотнее использовать полученные знания и умения в  домашних театрах и авторских постановках. С  нашими воспитанниками  мы часто выступаем: на городских  детских творческих концертах,  фестивалях , конкурсах. Неоднократно  были  участниками городских торжественных мероприятий. Родители имеют возможность познакомиться с нашей работой, посетить  утренники в детском саду,  фольклорные казачьи праздники и   концерты, с которыми наши дети часто выступают  в  ДК п. Октябрьский г. Новочеркасска. Большим достижением нашего коллектива, воспитанников и родителей стало участие в  участие в районном фестивале казачьего фольклора "Играет песня над Доном", который проходил в станице Старочеркасской 29 мая 2016 года.  И хоть наши казачата только пока в подготовительной группе детского сада, но удаль казачью показали от души! Пели и танцевали с огоньком и задором! А наши педагоги им в этом помогали! Наш фольклорный ансамбль «Лазорик» представил вниманию инсценированные песни: "Ой, на горе калина" и "Из-под горочки туманик выходил".

Проведение казачьих  фольклорных спектаклей и праздников   способствует  не только  приобщению детей  к музыкальному  искусству Донского края , но и   дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важную для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация