0+



 

Опубликовано 06.08.2016г.

Автор: Салащенко Елена Николаевна, учитель-логопед

МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Ступинского муниципального района

 

Образовательная область: «Речевое развитие»

 Используемые технологии: «ИКТ», ««Использование  вестибулярной пластинки «MUPPY» с бусинкой в работе с  детьми с ТНР», «Здоровьесбережение» 

 Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения звука [ж]. в слогах, словах. Совершенствование синтаксического строя речи (употребление простых предлогов). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов, согласование числительных с существительными). Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти.), Совершенствование навыков звукового  и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие физиологического дыхания, связной речи, творческого воображения, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к диким животным.

Оборудование. Игрушка ежик, видеофрагмент про ёжика, вестибулярная пластинка «MUPPY» с бусинкой, картинки на [ж] (жаба, ежата, пижама, ужи, ежевика, ножи, медвежата, жук, живот, жетон, ежи, жасмин, жакет), сундук, корзинки, 5 игрушечных ёжиков, звуковые схемы, игрушечный жук, схема для определения позиции звука, аудиозапись «Музыкальные обучалочки. Весёлая логоритмика. Музыкально-игровые упражнения, логоритмические стишки и песенки для детей 2 – 8 лет» Е. Железновой,  прищепки, картонный ёжик, пенёк, дерево, яблоня с яблоками.

 Организационный момент.

 [Создание эмоционального положительного фона занятия.]

 Прослушивание песенки про ёжика (видеофрагмент). 

  1. Сообщение темы занятия. Самомассаж. 

- Ты догадался, кто к нам сегодня пришёл на занятие? 

- К нам пришёл еж Ежишка. 

- По утрам Ежишка, как и мы, умывается. Покажем и расскажем.

 

Стихи

Движения

Любит ёжик умываться,

Любит ёжик умываться,

Вместе с нами закаляться:

 Лапку правую вперёд

Он немножечко потрёт,

 А потом наоборот

Лапку левую потрёт.

Грудку тоже моет чисто

Быстро-быстро, быстро-быстро.

Чтобы чистыми всем быть,

Надо ушки нам помыть.

Ёжик, ёжик, всё помыл?

Носик вымыть не забыл?

Лапками ты поскорее

Три свой носик, Ерофей.

 Лобик тоже не забудь,

Мой его не как-нибудь:

Ты потри его немножко

Своей лапкой, мы – ладошкой.

К ножкам будем приступать.

 Будем ножки растирать.

Растирание рук.

 

 

 

 

 

 

Растирание груди.

 

 

Растирание ушей.

 

Растирание носа.

 

 

Растирание лба.

 

 

 

Растирание ног.

 - Как ты думаешь, какой звук мы будем повторять вместе с ёжиком Ежишкой? (Звук [ж]) 

3.  Характеристика звука [ж]. 

               - Что ты знаешь об этом звуке? (Согласный, звонкий, всегда твёрдый; обозначается синим цветом) 

4. Артикуляция звука [ж]. 

 [Уточнение правильной артикуляции звука]. 

         - Расскажи, как мы произносим этот звук. 

-  губки округлены и слегка вытянуты вперёд; 

- широкий язычок наверху и образует «чашечку»; 

- тёплая воздушная струя идёт по центру язычка; 

- горлышко «работает». 

 5. Изолированное произнесение звука Ж. 

 [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж]. 

Игры. 

Словно чашка, язычок, 

Дует сильно ветерок. 

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. 

Должен жук жужжать, жужжать, 

Он не может помолчать. 

Подожди, жук не жужжи, 

Как жужжишь, ты, покажи, 

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. 

Залетели мухи в дом 

И жужжат теперь кругом: 

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. 

6. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 

- Ёжик мне рассказал, что когда он спешил в детский сад, нашёл коробочку с интересным предметом, а что с ним делать не знает. Давай покажем Ежишке для чего нам нужна пластика. 

а) дыхательная гимнастика с пластинкой 

 [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи] 

- Прополощи пластинку. Промокни её. Подуй на неё. 

- А теперь  покажи,  как мы можем подражать Ежишке. (Дыхание носом с пластинкой во рту) 

- Давай покажем фокус Ежишке. (Сдуть вату с ладошки) 

б) артикуляционная гимнастика 

 [Развитие артикуляционной моторики]. 

- А теперь покажем Ежишке упражнения для язычка.

 

Стихи

Описание

Словно рупор губки стали.

Подержали, не устали.

Сложить губы в форме рупора, зубки разжать, удерживать 5 секунд. Повторить

 5-6 раз.

На качелях прокатись,

Язычок наш, вверх и вниз.

 

Рот открыть, высунуть язык, тянуться языком к носу и подбородку попеременно.

Повторить 5-6 раз.

Можно в чашку чай налить

И ни капли не пролить.

Высунуть язык изо рта, загнуть края языка, сделать «чашечку», удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.

Жеребёнок скачет в поле.

Хорошо ему на воле.

Рот открыть, присасывать язык к нёбу и щёлкать языком.

Потолок маляр белил,

Плавно кисточкой водил.

Рот открыть, язык поднять к нёбу, проводить языком по нёбу вперёд-назад. Повторить 5-6 раз.

 7. Упражнене «Ёжик» 

[Автоматизация правильного произношения звука [ж] в слогах; развитие тонкой моторики. ] 

- Ежишка приглашает нас к себе. Давай расскажем и покажем, как он весело шагает. 

Ёжик весело шагал,                                         Сгибать пальцы в кулак. 

Ёжик слоги называл: 

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ ,                                     Загибать по очереди пальцы правой и левой рук. 

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ. 

8. Упражнение «Семейка». [Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).] 

    - Вот мы и пришли к Ежишке. Посмотри, какая у него большая семья.  Давай расскажем, кто у него есть. 

Папа –еж, мама- ежиха, а у них ежата. Домик у них чей? (ежиный) 

 9. Упражнение «Сосчитай-ка». 

 [  Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти). ] 

Сосчитай, сколько всего ежей в семье у Ежишки. 

10. Подвижная игра «Ёжик и барабан». 

 [ Развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи

 с движением. ] 

- У Ежишки есть сад, в который он и приглашает нас с ним поиграть. 

Стихи

Движения

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались.

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Ходьба по кругу, с изображением игры на барабане.

 

 

Маршируем, спрятав руки за спину.

 

 

 

Подносим ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.

Разводим руками.

 

Руки на поясе, прыжки на месте.

 

 

 

Приседаем, сделав «ушки» из ладошек.

 11. Упражнение «Сундучок» 

В сундучке картинки (жаба, ежата, пижама, ужи, ежевика, ножи, медвежата, жук, живот, жетон, ежи, жасмин, жакет). 

- Ой, смотри, там, под яблоней сундучок. Давай посмотрим, что в нём. 

- Назови все предметы на  картинках, следи за правильным произношением звуков. 

12. Упражнение «Разложи в корзинки». 

 [ Работа над слоговой структурой слова, прохлопывание слов] 

- Но там ещё и корзинки стоят. Ежишка говорит, что яблоки поспели, пора убирать урожай. Но ему самому не справиться с этим, так как яблоки можно будет сорвать , когда будет выполнено задание, поможем.  Давай разложим картинки в корзинки, разделяя слова на слоги. 

В синюю корзинку положишь слова с одним слогом, в красную -  двумя слогами, в зелёную – с тремя и более. 

Молодец, теперь Ежишка может собрать яблоки. Но я слышу чей-то голос. Кто там жужжит? 

13. Упражнение «Помоги жуку». [Развитие фонематического восприятия. Совершенствование навыков звукового анализа. Определение места звука в слове.] 

Жук попал в беду: запутался в паутине. Поможем ему выбраться? Для этого нужно быстро подобрать звуковую схему к слову жук. Найди её. 

- Посмотри, пока мы с тобой помогали жуку, наш  Ежишка загрустил, о чём-то задумался. Что там у него? Ты догадался, какую схему он нам приготовил? Давай вместе с ним поиграем и найдём , где спрятался звук [ж] в слове жук. 

Ходит ёжик вдоль дорожек от начала до конца. 

В слове ёж найти поможет место звука беглеца. 

14. Упражнение «Собирай-ка» (с прищепками). [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики] 

      - Звук мы нашли, а тут ещё кто-то, посмотри. Да это ёжик, но что-то с ним не так. Чего у него нет? (иголок). 

- Давай подарим ему иголки. 

 - Все тебя благодарят за помощь. 

15. Упражнение «Прятки». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).] 

- Ежишка очень любит играть  в прятки. Он будет прятаться, а ты рассказывать, где спрятался Ежишка. 

(За пенёк, под кустик, между пнём и кустом) 

16. Логоритмическое упражнение «Ёжик» [Автоматизация в чистоговорках. Работа над ритмом. ] 

- Ежишке пора домой, но ему не хочется с тобой расставаться.  Давай на прощанье споём с ним песенку. 

Жа-жа-жа-жа мы нашли в саду ежа. 

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу.

 Же-же-же-же – ёжик съел его уже. 

Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи. 

16. Окончание занятия. [Оценка работы.] 

Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии, в какие игры играли, что им было особенно интересно. Логопед оценивает деятельность ребенка, дарит игрушку. 

- Кто же был у нас сегодня? Какой звук мы с ним повторяли? 

 Литература 

  1. Коноваленко В.В,   Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Ш Ж Ч Щ. пособие для логопедов. Альбом II.
  2. Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с. (Кабинет логопеда)
  3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 80 с. (Кабинет логопеда)
  4. Тисовская Ю.А. Пособие для логопедов// под редакцией Костиной Я.В. – М. 2015. – 24 стр.
  5. Поднимайтесь-ка, ребятки, на весёлую зарядку. Игровые зарядки, массаж, дыхательная гимнастика в стихах для дошкольников. http://dipo.murman.ru/  

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация