Опубликовано: 08.06.2025 г.
Автор: Кокурина Елена Анатольевна, воспитатель
МКДОУ детский сад № 4 «Радуга»
г. Нолинска Кировской области
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из важнейших направлений развития детей является познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об особенностях природы.
Одним из важных инструментов развития познавательного интереса у детей является наблюдение. В. Сухомлинский писал, что прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать. Наблюдение – сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Систематическое использование наблюдения приучает детей приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.
Можно выделить следующие виды наблюдений:
- эпизодические
- длительные наблюдения
- обобщающие наблюдения (ребенку предлагается проанализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы).
Наблюдения делятся по содержанию:
- • наблюдения за животными,
- • наблюдения за растениями,
- • наблюденияза явлениями неживой природы,
- • наблюденияза сезонными изменениями,
- • наблюдения за погодой,
- • наблюденияза трудом взрослого в природе и т. д.
Наблюдение включает в себя активное взаимодействие с объектом через различные органы чувств (зрение, слух, осязание и т.д.), что способствует более глубокому и всестороннему восприятию. Наблюдение позволяет детям выявлять новые свойства и особенности объектов, что стимулирует их любознательность и желание узнать больше. В процессе наблюдения дети учатся анализировать, сравнивать, делать выводы, что способствует развитию их познавательной активности.
Считаю, что хорошо спланированная, постоянная работа с детьми по организации грамотных наблюдений дает больше самостоятельности детям в овладении знаний, дети учатся рассуждать, делать выводы и у них формируется заботливое отношение к окружающему.